МДОУ № 106 г. Кемерово

Консультация для родителей

Какие навыки и умения можно привить ребенку в возрасте         с 1,5 до 2 лет.

 1. Помогает взрослым убирать вещи на свое место

Обязательно включайте ребенка в совместную деятельность. Пусть малыш вам помогает, когда вы делаете уборку. Например, со­бираете и складываете на место разбросанные ребенком игрушки.

1)На первых порах начните убирать сами, а последнюю иг­рушку пусть принесет малыш. Обязательно похвалите его и ска­жите: «Молодец! Ты убрал игрушки!» Поощрите его. В следующий раз оставьте ему две игрушки, затем — три, и т.д.

2)Попросите малыша собрать и положить на место игрушки и другие разбросанные вещи. Когда ребенок уже взял вещь, не гово­рите ему сразу же, куда ее нести, скажите: «Ты же знаешь, где ее место? Отнеси ее туда». Если окажется, что ребенок не знает, объясните ему, и, если нужно, помогите. Обязательно поощрите малыша за его участие в работе.

 2. По просьбе взрослого кладет пред­мет обратно на место

Всегда просите ребенка класть игрушки на место, когда он кон­чит играть с ними. Если малыш кладет игрушки не туда, куда нуж­но, поправьте его. Очень строгий порядок в положении игрушек на полке и в ящике может быть трудным для ребенка, не ругайте его — надо, чтобы малыш испытывал от работы УДОВОЛЬСТВИЕ.

 3. По просьбе взрослого  достает домашние предметы с постоянных мест

Очень полезно, чтобы ребенок помогал взрослым в домашних делах. Например, приносил нужную вам вещь.

1)Вещь должна быть хорошо знакома малышу и находиться в пределах досягаемости для него.

2)Если ребенок возвратится без этой вещи, проявит неуверен­ность или смущение, объясните ему, где эта вещь, пойдите вместе с ним, чтобы найти ее.

3)Пусть малыш возьмет эту вещь, и сам принесет туда, куда вы просили. Обязательно выражайте удовольствие от того, что ребенок вам помог. Надо, чтобы у малыша росло стремление дей­ствовать вместе с вами и помогать вам.

 4. По просьбе взрослого достает предмет с постоянного места в другой комнате

Держите игрушки ребенка в определенном месте. Показывай­те малышу, где что лежит, привлекайте его внимание, когда вы до­стаете какую-либо вещь и возвращаете ее на положенное место. Всегда говорите, что куда нужно положить.

После тоге, как ребенок научился выполнять ваши просьбы, когда вы и он находитесь в той комнате, где находится нужная вещь, уйдите с ребенком в другую комнату. Скажите ему: «Принеси мне ...», не называя теперь места, где эту вещь взять.

Если ребенок не выполнит вашей просьбы, пойдите вместе с ним в ту комнату, где эта вещь лежит. Потом в этот же день про­верьте, запомнил ли это ребенок. Просьба достать что-то и при­нести является частью обычной домашней жизни. Надо только проверить, насколько хорошо ребенок помнит местоположение вещей.

 5.  Начинает заниматься исследова­тельской деятельностью

После принятия ряда мер, делающих дом безопасным для ре­бенка, можно привлекать малыша к исследовательской деятельно­сти. Поместите игрушки в незнакомые места, утлы, на стол и под стол, в ящики шкафа, куда ребенок может заглянуть без особых затруднений.

Сначала покажите ребенку, куда вы кладете игрушки, потом спрячьте игрушки так, чтобы их было чуть-чуть видно. Пусть ребе­нок их ищет.

 6. Начинает правильно выполнять сложные инструкции взрослого

Включая ребенка в деятельность, необходимо постепенно ус­ложнять инструкции.

1) Если ребенок приносит или дает один предмет по просьбе взрослого, то он выполняет команду из одной части, относящейся к одному объекту.

2) Постепенно необходимо переходить к более сложным ко­мандам, а именно — к командам, состоящим из двух частей. На­пример: «Возьми куклу и положи ее на диван». Или: «Сними шап­ку и принеси ее мне».

3)Если малыш выполняет команды из двух частей, можно пе­реходить к командам из трех частей.

  • 1 действие и 3 объекта: «Принеси мне куклу, зеркало и рас­ческу».
  • 3 действия и 1 объект: «Возьми ложку, отнеси на кухню и положи на стол».
  • 3 объекта, связанные действием: «Возьми носки, майку и положи в стиральную машину».

Всегда нужно помогать ребенку, чтобы он смог выполнить поручение, например, заранее открыть машинку, вещи называть такие, до которых малышу легко дотянуться, при необходимости указывать на объекты и т.д. Не забывайте выражать восторг 07 лю­бых успехов ребенка

 7. Начинает имитировать поведение взрослых с вещами

Взрослому необходимо усвоить привычку говорить малышу о том, что он делает.

И дать ребенку возможность тоже попробовать это сделать.

Если вы подметаете, покажите ребенку кучу мусора и как вы ее убираете. Дайте ребенку маленькую щетку, чтобы он смог вам помочь — замести эту кучу на совок. Можно дать малышу тряпку и вместе с ним вытирать пыль, положив свои руки на руки ребенка.

Попробуйте понаблюдать за игрой ребенка: будет ли он в сво­ей игре имитировать домашние дела? Если малыш этого не делает или делает, но очень редко, покажите ребенку что-то из этих дел, привлеките его к совместной работе.

Ребенку еще понадобятся игрушечные копии обычных домашних вещей для игры с куклой в домашнюю жизнь.

 8. Начинает самостоятельно пить из чашки

Для того, чтобы научить малыша этому навыку, необходимо, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держит взрослый.

Возьмите пластмассовую чашку без ручки или стакан, доста­точно узкий для того, чтобы ребенок смог легко обхватить его ру­ками. Наполните чашку любимым напитком вашего малыша. Сна­чала надо этому навыку обучать тогда, когда, по вашему мнению, малыш должен испытывать жажду, а вы не очень заняты. Усадите ребенка на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время питья надлежащий комфорт. Необходимо помнить, что на­питок для ребенка сам по себе должен стать достаточным вознаг­раждением, разумеется, наряду с похвалой.

 На протяжении всего этого действия взрослому необходимо сто­ять за спиной ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху помес­тите свои руки. Проделайте один за другим следующие действия:

1) Поднесите чашку ко рту малыша.

2) Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

3) Поставьте чашку на стол.

Уберите свои и его руки. Скажите малышу: «Молодец! Ты пьешь из чашки» Повторяйте эти действия до тех пор, пока ребенок не выпьет
все содержимое чашки.

Следите за тем, чтобы ваша помощь не была чрезмерной и что­бы ребенок тоже принимал участие в работе.

5) Направьте руки ребенка к чашке в тот момент, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. Убедитесь в том, что ма­лыш научился крепко держать чашку в руках.

6) В этот момент уберите свои руки и позвольте малышу само­му завершить процесс, поставив чашку на стол. Это будет его пер­вым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.

7) В следующий раз уберите свои руки после того, как вы на­клоните чашку и ребенок сделает глоток.

8) В следующий раз уберите свои руки после того, как подне­сете чашку ко рту малыша.

Самое главное — необходимо убедиться, что предыдущая за­дача освоена ребенком полностью. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

 9. Начинает самостоятельно есть ложкой

Чтобы научить малыша этому навыку, возьмите пластмассо­вую мисочку с «присасывающимся» донышком или подложите под мисочку влажное полотенце. На завтрак, обед или ужин подайте ребенку те блюда, которые легко можно есть ложкой. Это может быть картофельное или яблочное пюре, каша, овощи. Усадите ре­бенка на стул той высоты, которая обеспечивала бы ему надлежа­щий комфорт. Встаньте, за спиной ребенка, поместите ложку в руку малыша, а другую руку положите сбоку от миски. На протяжении всего периода приема пищи держите его руку своими руками.

1) Наполните ложку зачерпывающим движением справа нале­во (если ваш малыш левша, то зачерпывайте пищу слева направо ).

2) Поднесите ложку и дайте малышу съесть содержимое. Ска­жите: «Хорошо! Ты ешь ложкой!»

3) Опустите ложку в миску и дайте ребенку время проглотить пищу После того, как он .съест 4 или 5 ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв.

4) Повторяйте все пункты этой части программы до тех пор, пока ребенок не кончит есть. Так кормите малыша , пока не почув­ствуете, что ребенок усвоил всю последовательность действий во время еды ложкой.

5) Положив свою руку на руку ребенка, доведите ложку до его рта. Опустите его руку. Позвольте ему съесть содержимое ложки и вынуть ложку изо рта. Снова

6) положите свою руку на его и возвра­тите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты

7) ешь ложкой!»

8) Уберите свою руку в тот момент, когда ложка будет пример­но на середине пути ко рту. Пусть ребенок сам донесет ее до рта, съест содержимое и пронесет полпути назад к миске. Затем снова положите свою руку на руку ребенка и помогите ему возвратить ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

9) Опустите его руку, как только поможете ему набрать пищу в ложку. Дайте ему самому довести ложку до рта, съесть содержи­мое и возвратить ложку в миску. Снова положите свою руку на его, и вместе с ним наберите пищу в ложку. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

Теперь ваш малыш усвоил все действия, кроме одного, необ­ходимого — зачерпывание пищи ложкой. Это действие самое труд­ное, когда вы сочтете нужным меньше помогать малышу на дан­ном этапе, вам необходимо будет не убирать свою руку, а продол­жать держать руку ребенка, но все менее крепко, до тех пор, пока он не научился зачерпывать еду сам с почти незаметной вашей помощью. После этого направляйте уже не его кисть, а сначала за­пястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. В конце кон­цов, совсем отпустите его руку, и он все будет делать сам.

 10. Начинает проявлять подготови­тельные навыки, необходимые для мытья рук

Перед тем как научить малыша мыть руки, сначала научите его играть с водой.

Возьмите тазик, налейте в него воду на глазах у ребенка, дай­те ему потрогать воду руками. Затем скажите малышу, что в воде

хорошо плавают рыбки и уточки. Покажите рыбок и уточек, пред­ложите ребенку самому пустить в воду рыбок и уточек.

Затем можно провести игру «Ловись, рыбка!». Возьмите са­чок, покажите ребенку ловлю игрушек сачком, затем предложите малышу сделать то же самое.

Следующая игра поможет ребенку привыкнуть к ощущению воды, льющейся к нему на руки и пробегающей сквозь пальцы. Поместите несколько маленьких пластмассовых стаканчиков в та­зик, в который налито небольшое количество воды. Помогите ма­лышу наполнять эти емкости водой и выливать воду ему на руки. Пусть вода будет холодной. Так как учиться мыть руки малыш бу­дет холодной водой.

Опустите на дно тазика кусок мыла такого размера, чтобы он соответствовал величине рук ребенка. Помогите малышу вынуть мыло из тазика и положить в мыльницу. Это даст ему возможность попрактиковаться: он будет учиться брать, держать и выпускать из рук мокрое скользкое мыло.

 11. Начинает самостоятельно мыть руки

Перед тем как научить ребенка мыть руки, взрослые должны ему помочь усвоить навык вытирания рук.

Сделайте так, чтобы ребенку было удобно вытирать руки: возьмите большое полотенце, повесьте его, перекинув через пере­кладину. И, чтобы оно не упало, скрепите английской булавкой вблизи у перекладины.

Убедитесь, что перекладина расположена достаточно низко для того, чтобы малыш мог легко дотянуться до полотенца. Похва­лите, поощрите его. Положив свои руки на руки ребенка, пройди­те с ним следующие шаги:

1) Поместите одну руку ребенка на противоположную от вас часть полотенца, то   есть на нижнюю часть.

2) Вытрите ладонь его руки.

3) Поверните кисть и вытрите тыльную часть ладони.

5) Уберите сухую руку ребенка за полотенце. Вытрите ладонь другой руки.

6) Переверните ее и вытрите тыльную сторону кисти. Скажи­те: «Молодец! Ты вытер руки!» Поощрите его за сотрудничество.

По мере того, как ребенок будет осваивать один шаг за другим, сокращайте размер оказываемой ему помощи. Убирайте свои руки каждый раз на шаг раньше того шага, который усвоил ваш малыш.

Занимайтесь с ребенком до тех пор, пока он не научится са­мостоятельно выполнять все задание целиком, только после это­го можно перейти к обучению мытья рук. Подходящим момен­том будет обычное время умывания, необходимо к раковине по­ставить табурет, чтобы ребенок свободно дотягивался до воды и мыла, размер мыла должен соответствовать размеру ладони ма­лыша, так как иначе ему будет трудно удержать мыло. Для того, чтобы мыло не падало на пол, воспользуйтесь мыльницей, мок­рой тряпкой или мокрым бумажным полотенцем. Перед началом обучения отрегулируйте температуру воды. Встаньте позади ре­бенка, и, взяв своими руками руки малыша, проделайте вместе с ним следующие действия.

1) Включите воду.

2) Подставьте обе руки ребенка под воду и скажите: «Вымой руки!»

3) Помогите ему взять мыло одной рукой или двумя в зависи­мости от того,как ему удобнее.

4) Потрите мыло между его ладонями. Лучше всего это может быть сделано, если сначала попросить его одной рукой держать мыло, а другую потереть о него. Потом руки поменять.

5) Снова положить мыло в мыльницу.

6) Потрите тыльную сторону одной ладони ребенка о другую, мыльную ладонь.

7) То же самое сделайте с тыльной стороной другой ладони.
8) Подставьте под воду обе руки и начните споласкивать их,

потирая одну о другую, пока не смоется вся пена. Скажите малы­шу: «Молодец! Ты вымыл руки! Теперь давай закроем кран.» По­могите ему выключить воду.

Когда ваш малыш научится мыть руки с вашей помощью, нач­ните шаг за шагом учить его делать это самостоятельно.

12. Начинает самостоятельно умывать лицо

Этот навык требует больших усилий от ребенка и взрослого.

Поставьте малыша перед зеркалом, чтобы он видел, что делает. Отражение в зеркале удержит его внимание и малышу будет интерес­нее учиться выполнять этот новый для него навык. Сначала лучше де­лать это после приема пищи, чтобы малышу была яснее цель умыва­ния. Мыло нельзя использовать до тех пор, пока ребенок не научится пользоваться фланелькой для умывания. Намочите фланельку, сложи­те ее и оберните вокруг руки ребенка, сделав из нее нечто вроде рука­вицы. С этого момента начинается 1-й этап обучения.

Встаньте позади ребенка. Возьмите своей рукой его руку и пройдите вместе с ним все перечисленные ниже шаги, сопровож­дая каждый шаг словесным указанием.

1)  Потрите фланелькой одну его щеку. Скажите: «Умой щеку!»

2)  Потрите подбородок. Скажите:  «Умой подбородок!»

3)  Потрите другую щеку. Скажите: «Умой щеку!»

4)  Потрите верхнюю губу и рот. Скажите: «Умой рот!»

5)  Потрите нос. Скажите: «Умой нос!»

6)  Потрите лоб. Скажите: «Умой лоб!»

В конце всех действий скажите: «Молодец! Ты умыл лицо!», поощрите малыша.

После того как ребенок научился умывать лицо с вашей помо­щью, начинается 2-й этап обучения малыша самостоятельному умы­ванию лица.

1)Взяв своей рукой руку ребенка, пройдите с ним шаги 1-5 первого этапа обучения. Затем уберите свои руки и скажите: «Умой лоб!» Укажите на его лоб своим пальцем, если нужно, направьте его руку. По окончании скажите: «Молодец ! Ты вымыл лицо!»

2)Продолжайте занятия, убирая свою руку на шаг раньше каж­дый раз, когда ребенок овладеет очередным шагом, и делайте так до тех пор, пока не научится умывать все лицо самостоятельно. С этого момента показывайте только пальцем на соответствующую часть лица малыша.

Постепенно переставайте помогать все меньше и меньше показывайте пальцем, но пока еще давайте словесные указания. Ког­да он будет в состоянии умываться лишь с помощью словесных ука­заний, постепенно (по одному) убирайте и их, пока ребенок не на­учится умываться без какой-либо помощи со стороны взрослого.

Форма входа
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0